ПОКУПКА, ВЫБОР И ВОССТАНОВЛЕНИЕ
ПОДЕРЖАНЫХ (Б/У) инструментов
В настоящее время значительно вырос спрос на старые и старинные инструменты.
Профессиональных пианистов интересует, прежде всего, высокое качество звука, облегчённая или наоборот несколько напряжённая клавиатура. Антиквариат – это отдельный разговор.
Других покупателей интересуют старые или подержанные инструменты (б/у), которые после восстановления (приведение в соответствие игровых характеристик) могут обеспечить обучение игре на фортепиано.
На что нужно обратить внимание при покупке старых и старинных инструментов, как правильно организовать восстановление их и обслуживание рассказывается в этой статье.
Общие рекомендации при покупке.
При покупке подержанных, старых и старинных инструментов надо быть особенно внимательным и, по возможности, приглашать фортепианного мастера-эксперта. Если такого специалиста найти очень трудно, то надо пригласить настройщика (например, из ДМШ) или хотя бы опытного музыканта, который сможет осуществить данные рекомендации.
Новые инструменты должны быть настроены согласно своей мензуре в камертон А=440Гц - для пианино и А=444Гц для рояля. При покупке подержанного инструмента это не всегда, а, скорее всего, почти никогда не обеспечивается.
При отсутствии регулярной настройки, даже, если на нём никто не играл, за счёт огромной суммарной нагрузки от струн (20 - 25тонн) за 10 лет хранения (эксплуатации) общий строй инструмента понижается примерно на тон.
Для успешного обучения игре на фортепиано необходимо, чтобы инструмент был настроен точно в камертон или, в крайнем случае, на пол тона ниже.
С помощью камертона, сравнивая его звучание с клавишами Ля, СиЬ, Си можно примерно определить общую высоту строя. Если звучание камертона по высоте звука совпадает с СиЬ, значит строй занижен на пол тона, если с Си, то, ВНИМАНИЕ! - на целый тон!
Оценка внешнего вида и игровых качеств, качества звучания проводится также как и при покупке нового инструмента. При этом особое внимание следует обратить на длительность звучания аккорда взятого в среднем регистре. Этот метод проверки является собирательным, так как сразу даёт представление о состоянии всего акустического аппарата. Если звук тусклый, сразу же затухает, то инструмент требует серьёзного ремонта, который может быть уже и невозможен из-за «дряхлости», изношенности деревянных конструкций. От покупки такого инструмента лучше отказаться, как бы ни был велик соблазн из-за привлекательного внешнего вида. По крайней мере, здесь уже необходима экспертная оценка специалиста о возможности и стоимости ремонта.
Внутренний осмотр пианино.
В процессе эксплуатации пианино могло подвергаться различным ремонтным операциям и для того, чтобы определить это, а также состояние всех составных частей и механизмов, его необходимо разобрать для осмотра. Для этого необходимо:
1) снять верхний щит, предварительно открыв верхнюю крышку и повернуть на пол оборота вертушки на верхнем щите;
2) резким движением вверх (двумя руками) вынуть клавиатурный клап с карнизом;
3) надавив вверх на замок нижнего щита освободить его наклоном на себя
и вынуть двумя руками .
Теперь инструмент готов к детальному осмотру. Осматриваем чугунную раму и резонансную деку (щит за струнами) на наличие трещин и других дефектов.
Следующим по важности осмотра является вирбельбанк.
Эта часть является одной из наиболее ответственных опорных конструкций пианино, от качества которой зависит стабильность строя инструмента. В настоящее время вирбельбанк представляет собой щит, склеенный из нескольких слоев твёрдой древесины, в отверстия которого туго запрессованы вирбели, служащие для натяжения струн.
В процессе эксплуатации, при проведении среднего ремонта вирбели осаждаются (забиваются) и, если между навивкой струн (последним витком) и поверхностью вирбельбанка не осталось никакого зазора (вбиты «по уши»), то дальнейшее укрепление строя может быть осуществлено только за счёт замены вирбелей на ремонтажные, т.е. большего диаметра, а это уже - капитальный ремонт ! со всеми вытекающими последствиями. Если имеются трещины на вирбельбанке, то эта операция вообще невозможна, требуется замена вирбельбанка, а эта работа по стоимости сопоставима со стоимостью нового инструмента.
Приступаем к осмотру механики.
При осмотре механики необходимо обратить внимание не только на изношенность деталей механизма, но и прежде всего на изношенность молоточков - выработку фильца - войлока, из которого изготовлены молоточковые головки. Истирание фильца почти до керна (деревянного основания) требует замены молоточков, как правило, всех; при частичном - восстановления округлых форм с помощью специальной шлифовки мастером и является допустимым дефектом при покупке.
Допустимыми недостатками являются так же:
- отсутствие палок левой и правой педалей;
- отсутствие деревянного запора нижнего щита;
- западание нескольких клавиш;
- несрабатывание некоторых демпферов (при снятии клавиши, правой педали звук не гасится);
- отсутствие некоторых крепёжных деталей и др., устранение которых не представляет серьёзных технических проблем для фортепианного мастера, которому предстоит восстановление и обслуживание Вашего инструмента.
Внутренний осмотр рояля.
Внутренний осмотр рояля тоже требует его частичной разборки, однако, учитывая, что эти операции требуют достаточно серьёзного навыка и при неумелых действиях могут привести к поломке молоточков, лучше ограничиться предварительным осмотром с проверкой качества звучания. Можно открыть верхнюю крышку и поставить её на штиц. Вынуть движением на себя пюпитр. Осмотреть раму и деку, нет ли трещин, все ли струны, нет ли на них ржавчины, в каком состоянии молоточки, состояние вирбельбанка, есть ли пространство между навивками струн, головки демпферов.
Покупка рояля является чрезвычайно ответственным делом, и, по мнению автора, не допустима без самого тщательного осмотра профессиональным мастером- экспертом!
Как подобрать хорошее фортепиано?
(Рекомендации специалистам)
Вместе с опытным специалистом сначала осматривают внешний вид инструмента, проверяют качество звучания и действие механики и клавиатуры.
Проверяют, нет ли коробления крышек и стенок. Исследуют не только лицевые полированные поверхности, но и заднюю стенку пианино, и нижнюю плоскость корпуса. Тщательно проверяют состояние замков или винтов, которыми ножки у рояля привинчены к корпусу, и роликов на ножках.
Проверяя качество звучания инструмента и состояния действия клавиатуры и механики, прежде всего, необходимо установить, соответствует ли его строй установленному стандарту: звук «ля» первой октавы должен быть равен 440 Гц.
Обследуя звучание инструмента, сначала нужно со средней силой пройти аккордами по всей его клавиатуре без нажима на правую педаль; затем, нажав на нее, пройти аккордами сильно (форте). После этого, нажимая на левую педаль, берут несколько нот в разных регистрах со слабой силой (пиано) и проигрывают несколько трелей.
Снова проходят медленно и несильно по всей клавиатуре в хроматическом порядке, вслушиваясь в характер каждого звука и выявляя, нет ли среди них выделяющихся по силе и тембру звуков, нет ли в звуках посторонних призвуков (скрипов, стуков), не застревают и не западают ли отдельные клавиши или, наоборот, не слишком ли свободно они двигаются, какова репетиционная способность механизма и равномерно ли отрегулирована механика.
Исправный инструмент при такой проверке (даже если он расстроен) будет издавать звуки равномерные по силе и тембру по всей клавиатуре; клавиши и механика его будут действовать легко и без заметных посторонних призвуков и шумов; усилия, прилагаемые к клавишам для извлечения звука, будут приблизительно одинаковы. У хорошего инструмента звук должен быть полным, мягким и приятным. При постепенном, плавном, но достаточно сильном нажиме на клавишу, при опускании ее не ударом, а давлением, звук должен давать впечатление достаточной звучности в среднем и отчасти в низком регистрах.
Звуки верхнего регистра должны быть яркими и блестящими, но не резкими по тембру. При нажатии на левую педаль рояля, когда клавиатура с механикой сдвигаются вправо, звук должен становиться несколько слабее, а тембр - смягчиться и стать несколько беднее. При нажатии на правую педаль продолжительность и сила звуков должны заметно возрасти, а тембр сделаться более богатым и полным.
Если у инструмента неисправны акустический аппарат и клавишный механизм, качество звука будет различным при переходе от одной клавиши к другой, появятся шумы, посторонние звуки в механизме и клавиатуре, неравномерность сопротивления клавишей. Неточность регулирования механики окажет свое влияние на качество извлекаемых звуков. При игре сопротивление клавишей будет неравномерным. Выявляющиеся при пробе недостатки инструмента - причина не только неисправности клавиатуры и механики, но и следствие неисправности струн, демпферов, резонансного щита и некоторых других узлов.
Следует также обращать внимание и на внешний вид клавиатуры.
Затем приступаем к детальному осмотру внутреннего состояния инструмента. Открываем переднюю, часть верхней крышки рояля, поднимаем крышку и устанавливаем на штиц, вынимаем из передней части пюпитр, обследуем его состояние и целостность. Затем осматриваем металлическую раму и ее крепление к корпусу, проверяем прочность и состояние крепежных винтов. Осматриваем переднюю часть рамы и вирбельбанк, состояние вирбелей и правильность намотки на них струн. Намотка струн на вирбелях должна иметь три оборота, высота вирбелей должна быть одинакова.
Проверяем состояние струн (не покрыты ли они ржавчиной) нет ли на подкладке, которая находится между вирбелями и аграфами (или каподастром), мест, проеденных молью и других повреждений.
Обследуем состояние каподастров и аграфов.
Осматриваем демпферы и их состояние, проверяем действие правой педали.
Затем проверяем штеги на наличие трещин и отклеиваний, состояние штифтов, полосок сукна на заднем участке струн между штегами и штифтами.
Приступаем к обследованию резонансного щита деки. Для этого простукиваем деревянным бруском по штегам и резонансному щиту; если при этом звук получается относительно глухой, с оттенком низкого, слегка звенящего гула, резонансный шит и штег в порядке; если же при простукивании будет слышно дребезжание или сухой короткий треск, это значит, что дека неисправна и нужно искать отклеивающиеся места, трещины и другие повреждения.
Обследование рояля заканчивается выемкой клавиатуры из корпуса и тщательным осмотром.
Для выполнения этой операции ( Только специалист!)
Нужно снять клап, отвинтить винты под клавиатурой, освободить и вынуть боковые клетцы и переднюю планку перед клавиатурой. Убедившись, что все молоточки опущены и находятся на своих подушках, нужно взять клавиатурную раму за боковые вбитые в нее штифты или за кронштейн механизма и постепенно, осторожно, не нажимая пальцами на клавиши, вынуть клавиатуру с механикой из корпуса рояля и установить их на стол для подробного осмотра.
Одновременно проверяем состояние контрклавиатуры и внутреннего механизма демпферов, а также передач от правой и левой педалей.
Установив на место клавиатуру с механикой, еще раз проверяем действие обеих педалей. При осмотре пианино выполняем почти те же операции, что и при обследовании рояля, но разборка пианино несколько проще. Достаточно снять верхний щит, вынуть клавиатурный клап с карнизом и снять нижний щит, как все узлы открываются для просмотра.
Для осмотра задней стороны механизма пианино, прилегающей к струнам, необходимо отвинтить головки болтов крепления стоек механики и осторожно вынуть механику из корпуса. По окончании осмотра собирают пианино в обратном порядке. Проверяем качество звучания, работу клавиатуры и механизм так же, как и рояля.
Но чтобы проверить крепление рипок к резонансной деке, необходимо отодвинуть пианино от стены, осмотреть рипки и заодно состояние, и крепление футора. Покупая фортепиано, необходимо знать, что основными причинами, вызывающими различные дефекты и неисправности непроизводственного характера являются : нарушение правил транспортировки , вредное воздействие высоких и низких температур, излишне влажного и сухого воздуха, неумелая настройка, регулировка и ремонт сложного музыкального инструмента.
Правила транспортировки .
Следует пользоваться услугами организаций, которые располагают штатом обученных рабочих, имеющих специальное оборудование для переноски (ремни, м.б.даже спец.тележку), несут ответственность за сохранность инструмента при перевозке. Иногородние перевозки фортепиано должны производиться только в специальных упаковочных ящиках.
Перевозка неупакованных в ящик инструментов допускается только в черте города (населенного пункта) с обязательным укрытием мягким покрывалом или в чехле и прочно привязанными к автомашине, с подкладыванием на углах под увязочную тесьму мягких подушек. Для выгрузки и промежуточной погрузки необходим специальный (прорезиновый) коврик.
При перевозке в сырую погоду как упакованные, так и неупакованные инструменты должны быть покрыты брезентом.
Погрузка и разгрузка должна быть бережной и осторожной. Не следует допускать быстрой езды по плохим дорогам. Пианино перевозится только вертикально. Для перевозки концертных роялей изготавливают специальную раму, обитую войлоком и закрепляемую с длинной (басовой) стороны инструмента.
Правила содержания и ухода.
Древесина, сукна и фильцы, применяемые для изготовления фортепиано, гигроскопичны. Они могут разбухать или усыхать в зависимости от влажности воздуха. Металлические части, даже никелированные, в условиях высокой влажности ржавеют. Поэтому излишне влажный и излишне сухой воздух вреден для фортепиано.
Нормальными являются температура от +12 до +25 градусов и влажность воздуха от 50% до 60%.
-- Нельзя ставить инструмент вблизи от отопительных приборов, окон и наружных стен. Это вызывает его рассыхание или разбухание.
-- Не следует также ставить пианино вплотную и к сухим стенам ( не ближе10см.)
Расстояние от отопительных приборов, окон и наружных стен не менее 1,5м.
Необходимо также предохранять инструмент от сквозняков, прямых солнечных лучей.
При перевозке фортепиано в зимнее время ввиду резкой перемены температуры и влажности воздуха не следует открывать клавиатуру и верхнюю крышку в течение суток, чтобы механизм и другие внутренние части прогревались постепенно до комнатной температуры. Влажные поверхности не следует вытирать, необходимо подождать, пока они подсохнут.
После просушки инструмента его необходимо протереть сухой шерстяной или фланелевой тряпкой.
Все металлические части необходимо осмотреть и, если на них обнаружится налет ржавчины, их также следует протереть сухой тряпкой.
Инструмент после доставки на квартиру необходимо настроить и, если нужно, отрегулировать его механизм. Сила натяжения струн пианино достигает 15-20 тонн (в роялях свыше 25 тонн), что вызывает значительные напряжения в чугунной раме и деревянных деталях футора. Эти напряжения выравниваются постепенно, и инструмент приходит в устойчивое состояние лишь по истечении значительного времени. Кроме того, игра на новом инструменте сопровождается постепенным уплотнением сукон и вытягиванием струн.
Поэтому новый инструмент в течение первого года использования необходимо два раза повторно настроить и отрегулировать даже в том случае, если на инструменте не играли. Эту работу должны выполнять опытные мастера.
С наружных поверхностей инструмента нужно удалять пыль фланелевой тряпочкой, не делая сильных нажимов, так как от частого вытирания полировка тускнеет.
Раз в 2 года необходимо производить удаление пыли внутри корпуса пианино с помощью пылесоса. Для предохранения от моли следует помещать внутрь пианино мешочки с антимолем. Наиболее подходящими для этих целей являются препараты, основанные на лаванде.
Размещать на верхней крышке пианино различные предметы не рекомендуется, так как кроме повреждения полировки, они могут вызвать призвуки при игре.
Категорически запрещается ставить цветы в горшках (и поливать их) на пианино!
Рекомендации по проведению восстановительных работ .
Купленный инструмент б/у значительно отличается от инструмента с фабрики, поэтому требует особенного подхода к настройке и регулировке. Как правило:
- общий строй (суммарное натяжение струн) занижен;
- нарушена регулировка механики;
- имеется ряд неисправностей, приобретённых во время эксплуатации.
Кроме того, могут быть скрытые дефекты, такие, как трещины в чугунной раме и других элементах несущих конструкций, которые при неумелом поднятии строя могут привести к разрушению пианино. Поэтому, все работы по восстановлению инструмента можно доверять т олько опытному фортепианному мастеру, имеющему специальную подготовку по проведению восстановительных работ . Подъём строя пианино осуществляется в несколько этапов в зависимости от состояния инструмента по специальной методике, обеспечивающей равномерное натяжение струн по всему диапазону за 2-3 прохода. Так как инструмент приходит в устойчивое состояние через длительное время, вторую настройку рекомендуется проводить через месяц , затем через 3, через 6, и далее не менее 2-х раз в год в соответствии с приведенной нормативной табл. 1.
Периодичность настройки, регулировки и ремонта пианино, рояля.
Таблица 1
Вид технического
обслуживания и
ремонта пианино |
Средне-суточн. продолжительность игровой нагрузки на инструмент в течение года, час |
|
1 час/сут. |
1-3 ч/с |
4-6 ч/с |
7-10 ч/с |
11-15 ч/с |
Настройка пианино |
2 раза в год |
3-4 раза в год |
5-8 раз в год |
9-12 раз в год |
14-18 раз в год |
Регулировка пианино |
2 раза в год |
3-4 раза в год |
5-8 раз в год |
9-12 раз в год |
14-18 раз в год |
Чистка общая |
1 раз в 2 года |
1 раз в год |
1 раз в год |
2 раза в год |
2 раза в год |
Текущий ремонт пианино |
1 раз в 2-3 года |
1-2 раза в год |
2-3 раза в год |
4-6 раз в год |
7-10 раз в год |
Средний ремонт пианино |
1 раз в 10-15 лет |
1 раз в 6-10 лет |
1 раз в 4-6 лет |
1 раз в 2-3 года |
1 раз в 1-2 года |
Вы решили приобрести фортепиано.
(выдержки из книги В.И. Мазуренко).
Рояль и пианино (разновидности струнного клавишного музыкального инструмента) прошли долгий многовековой путь музыкально-технического и художественного развития.
Их предшественниками считаются два инструмента: клавикорд и клавесин. В начале восемнадцатого века итальянец Б. Кристофори ввел в клавесин механизм с молоточками, что позволило не только значительно усиливать ( форте) звук, но и изменять его до тихого ( пиано) по желанию во время игры.
Отсюда название - фортепиано.
Форма клавесина стала приближаться к форме современного рояля. Бурное развитие фортепианостроения в 18-19вв. породило многообразие форм и способствовало созданию пианино, которое в отличие от рояля имеет струнную одежду и деку, расположенные вертикально. Оно обладает меньшими музыкальными возможностями и звучит слабее. Но небольшие размеры и уменьшение стоимости сделали незаменимыми использование пианино для музицирования и обучения музыке в домашних условиях.
Хорошая, грамотная регулировка и настройка современного пианино приблизила его игровые качества к концертному роялю (возможность быстрого повторения ударов по клавише, очень легкой и точной игры).
Если Вы еще не решили, на каком инструменте будет обучаться музыке Ваш ребенок, но есть возможность, то приобретайте именно фортепиано. Потому, что только один инструмент способен полностью со всеми красками воспроизвести музыкальное произведение любой сложности, от детской песни до симфонии или оперы - это фортепиано (рояль и его разновидность - пианино). Фортепиано одинаково успешно используется как для сольного исполнения, так и для участия в ансамблях, оно незаменимо для сопровождения выступлений солистов - певцов и инструменталистов, для творческой деятельности композиторов.
С какого возраста надо учить детей музыке?
Американские ученые в Университете Висконсин-Медисон пришли к выводу: дети в возрасте нескольких месяцев обладают абсолютным слухом, который помогает малышам научиться разговаривать. Впоследствии большинство детей теряет этот природный дар. У взрослых крайне редко встречается абсолютный музыкальный слух. Чтобы сохранить у ребенка абсолютный слух, уверены ученые, нужно с раннего детства обучать ребенка пению и игре на каком-нибудь музыкальном инструменте. Малыш, обучаясь игре на пианино, сохранит свой природный дар - абсолютный музыкальный слух. Нужно начинать обучение с дошкольного возраста, с пеленок.
Хочу настраивать сам!
Тем, кто желает самостоятельно регулировать и настраивать свое фортепиано,
необходимо знать, чем руководствоваться.
Общие сведения о настройке.
Настройка пианино или рояля обеспечивает высоту тона струн, установленную для них по мензуре. Интонировка заключается в выравнивании тембра инструмента по всему диапазону. Эти операции являются самыми сложными и ответственными работами по сравнению с другими операциями по изготовлению и ремонту инструментов, от них в значительной степени зависит качество звучания, и, следовательно, ценность инструмента!
Система ладовых построений музыкальных звуков привела к построению звукорядов и строев музыкальных инструментов.
Музыкальным строем называется система интервальных отношений ряда звуков, расположенных в порядке их последовательного частотного повышения или понижения. Древнегреческому учёному Пифагору удалось на монохорде показать, что звуки можно получить не только путём возбуждения целой струны, не и её частей (1/2 струны, 2/3, и 3/4) и, что эти звуки образуют с её основным тоном интервалы: октавы, квинты, кварты. Знание указанных интервалов и их интервальных коэффициентов позволило образовать различные звукоряды. Из простейших звукорядов можно назвать трёхступенную гамму, пятиступенную китайско-шотландскую гамму и семиступенную пифогорийскую гамму.
Пифогорийский строй по сравнению с первыми двумя системами обладал большими возможностями для исполнения музыкальных произведений, однако математические расчёты показали, что он является незамкнутым на величину 1/9 тона, которая называется пифагорииской коммой. По сущности распределения этого ненужного интервала (темперации) музыкальные строи делятся, на равномерно и неравномерно темперированные.
Взгляды на музыкальную темперацию менялись со временем и порой драматически. На западноевропейское музыкальное исполнительство и практику настройки в продолжение сотен лет (!) наложила отпечаток гармония неравномерных биений.
Существовали сотни (!) неравномерных темпераций, и лишь немного применяемых тональных систем. Множество органных мастеров тщательно оберегали свои системы настройки, как драгоценную профессиональную тайну! Известен случай, когда мастер даже перед смертью не раскрыл эту тайну своему сыну! ( Известно, что и Страдивари, заметив, что сын ночью подглядывает за его композицией лака, сказал ему, что не получится у него ничего! Это Бог даёт!)
Но, что, же представляли собой эти музыкальные строи? Применяя при темперировании «чистые интервалы» приходилось сбрасывать «мусор» - 1 /9 тона в какие-нибудь места и эти клавиши (волки!) нельзя было нажимать без содрогания! « Волчьи кварты и волчьи квинты, целые гнёзда воющих молодых волков!» (так характеризовали настройку того времени Великие музыканты) вносили свой вклад в характеристику тональностей.
В настоящее время используется Равномерно темперированный строй ( РТС), и его разновидность РЭТС - Равномерно эмоционально темперированный строй (авт. Мазуренко В.И.) в которых 1/9 тона (комма) распределяется равномерно между интервалами за счёт сужения квинт и расширения терций и кварт.
РЭТС отличается на незначительные величины от РТС, в угоду слуху, интуиции (с учётом эмоционального восприятия комплекса звуков человеческим ухом).
Европейский Союз Фортепианных мастеров EUROPIANO .
Россия стала 10-й по счёту страной этого Союза и получила доступ к важнейшим и уникальнейшим разработкам и мировой литературе в этой области, к участию в Европейских и Международных семинарах за границей и организации мастер - классов, специальных практических семинаров на базе российских консерваторий и других высших музыкальных заведений страны. Эти мероприятия позволили значительно поднять уровень наших ведущих специалистов АФМ России.
Такие Выдающиеся деятели АФМ России, как Заслуженный деятель искусств, Вице - Президент АФМ России) Головкин Н.А., Кандидат Технических наук Порвенков В.Г., Кулагин В.М., Пустовалов С.А., и др. под руководством Заслуженного деятеля Культуры Президента АФМ Частных В.К.,проводя мастер - классы в крупнейших городах по всей стране сумели значительно поднять уровень отечественного фортепианного мастерства.
В настоящее время любой профессиональный настройщик может получить необходимые знания на базе АФМ, сдать предусмотренные зачёты и экзамены, получить соответствующий знаниям и практической подготовке разряд; имея рекомендации от 2-х действующих членов АФМ и профессиональный стаж не менее 5лет, вступить в ассоциацию и принимать активное участие в совершенстве своей профессии на постоянно организуемых в России или за рубежом семинарах и практикумах.
Обучение и специальную подготовку, выдачу квалификационных удостоверений, гарантирующих качество работ осуществляет так же Научно Техническое Предприятие «Квинта-2», возглавляемое автором многих книг и сотен научных работ, крупнейшим учёным в этой области КТН Порвенковым В.Г.
В 2007году на базе Строительного колледжа №12 в Москве впервые открылась Школа настройщиков. Но, обучение следует начинать всё-таки с Квинта-2, и вот почему. Только в Квинта-2 опытный педагог-учёный с мировым именем ставит слух настройщика, без которого овладение этой профессией не возможно! По его рассказам редко, но бывают случаи, когда у, казалось бы, уже состоявшихся музыкантов, ничего не получается и в дальнейшем обучении им приходится отказывать. Поэтому вначале поставьте слух, обучитесь усовершенствованным традиционным методам настройки и эксклюзивному особо точному «Терц-сексту», а потом уж совершенствуйтесь на курсах в СТ-12.
Особенности слуха настройщика, его зонная природа.
Концепция зонной природы музыкального слуха разработана профессором Московской консерватории Н.А. Гарбузовым. «Зона в музыке» - это узкая полоса звуковых частот, в пределах которой изменение частоты колебания не меняет качества звука, как определенного тона музыкального звукоряда. Например, ля в камертоне 440..гц. остается нотой ля при частотах 435-445гц, т.е. = 440±5гц.
I . Внутричастотный интонационный звук по Н.Л. Гарбузову.
Комплекс слуховых навыков и способностей .
Интервальный слух. Это способность представлять и воспроизводить различные музыкальные интервалы. Важно знать не только качество каждого интервала, но и проследить, как они (качество и тембр суммарный) изменяются под воздействием усилия давления воздуха, а, следовательно, изменения еле уловимого уровня.
Внутризонный интонационный слух. Интонационное качество интервала, умение определять внутризонные интонационные варианты.
Данные акустических и психофизиологических исследований. Музыканты с отличным музыкальным слухом по равномерной темперации могут допустить ошибку+5-6 центов (1 цент = 1/100 полутона). Скрипачи и настройщики ±2-3 цента (Это = 0,01; 0,015 тона).
Упражнения для развития слуха настройщика.
1. Подстроиться голосом под аккордеон при регистре без биений на
одну из нот при слабой силе звука. Затем звук усиливать. Между
голосом и усиленным звуком появится эффект биений.
2. Брать интервалы: октава, кварта, квинта, большая секста, большая
терция, децима. Изучить не только качество каждого интервала, но и
проследить, как они (качество и тембр суммарный) изменяются под
воздействием усиления изменения давления воздуха, а, следовательно,
и изменения еле уловимого уровня.
3. Упражнения на фортепиано. Настраивать по одной струне хора в
октаву, а затем сравнивать унисон в хоре. Добиваться, чтобы хор
совпал.
Такое же упражнение проводить с другими интервалами, проверяя качество унисона в хоре.
При повторении добиваться лучшего результата.
4. Умение слышать биения.
Главное - научиться находить момент слияния звуков.
Унисоны между гармониками:
- в октаве это основной тон верхнего звука и вторая гармоника нижнего;
- в квинте - третья нижнего и вторая верхнего звука;
- в кварте - четвертая нижнего и третья верхнего;
- в большой терции - пятая нижнего и четвертая верхнего;
- в малой терции - шестая нижнего и пятая верхнего.
5. Приобрести навыки вслушивания в слабо различимые биения в унисонах, образуемых тонами совпадения - гармониками разных звуков появляется в процессе длительной тренировки слуха, в практике настройки.
6. Научиться определять качество настройки рабочих интервалов не только по биениям, а сразу по сумме признаков.
7. Навыки тембрового различия настраиваемых интервалов
.Для опытного настройщика интервалы точные и неточные отличаются не только биениями, но и особенностями суммарного тембра. Сочетания звуков научиться оценивать, как единое целое, составленное из основных тонов и обертонов, как определенный настроечный тембр, «созвук», имеющий характерную окраску.
8. Знать планы получения правильной зоны темперации и при настройке проверять особенности крайних участков диапазона; то есть знать закономерности математические, акустические и психологические.
II. Взаимодействие струн, биения, влияние силы удара.
Биения, хорошо слышимые, возникают при взаимодействии двух струн. Слабо слышимые возникают при взаимодействии обертонов одной струны, т.е. это естественное состояние струны фортепиано. (Однородность колебаний получить невозможно, если струны или разные по диаметру, или разные по жесткости).
Иметь в виду, что есть фортепиано, в конструктивный расчет которых умышленно включается явление несоответствия обертонов высоте основного тона, способствующее возникновению легкого вибрирования звука. Например: фортепиано «Зейлер», «Рениш», «Геер» и др. Некоторые настройщики не могут правильно темперировать такие струны. Здесь надо брать за основу не биения, а тембровое сходство и различие разных интервалов; уметь слышать тонику, т.е. основной тон сквозь более яркое вибрирование обертонов. Необходимо также учитывать следующее обстоятельство: Поскольку удар молотка смещен, то момент удара воздействует и на изменение частоты колебания струны, т.е. частота колебания при ударе отличается от частоты установившейся амплитуды колебаний. Например, басы возбуждаются молотком по 1/7-1/8 части струны; тенор - 1/9 часть струны; дискант - 1/16-1/24 часть струны.
Отсюда вывод: учиться настраивать при различной силе удара. Нужно уметь вслушиваться и в первоначальные вспышки звука, и вести настройку по установившемуся процессу колебаний. Для этого: либо использовать слабый удар, либо выработать умение подключать слуховой контроль позже момента удара. (Клавесин настраивается по вспышкам). Если струны, каждая в отдельности, дают интенсивные биения, то процесс вслушивания малопродуктивный, т.е. настраивать надо по вспышкам. Необходимо научиться свободно, владеть навыками настройки при различных условиях звукоизвлечения.
III. О рабочих интервалах настройки.
Унисон, октава, кварта, квинта, секста, большая терция, большая децима.
Унисон из хора трех струн подобен широкому следу рейсфедера и не может служить основой для следующего рабочего шага настройки, т.к. маскирует ошибки. Возникают две задачи:
1.Как распознать эти унисоны?
2. Как сделать их более точными?
Метод определения: Каждую струну в отдельности проверить октавой, квинтой, квартой, секстой, большой терцией и какая наилучше, по ней равняться, доводить остальные две струны до точного унисона. При проверке интервалов ориентироваться не только на биения, но и на своеобразную окраску этих интервалов. Можно сначала настраивать точные интервалы и по ним сравнивать темперированные, в которых спокойной остается лишь октава. А терция, кварта, квинта, секста, отличаются различным числом биений. Мы подошли к очень важному вопросу - определению чистой октавы, которая должна оставаться спокойной, но за пределами зонной природы слуха быть на три цента расширенной по сравнению с математически точной.
Легко ли определить чистую октаву?
Ответ: гораздо сложнее, чем темперированные кварту и квинту. Потому, что октава темперируется в зоне совпадения практически без биений ( в течение четырех-пять секунд дает трудноуловимое одно биение, на что настройщики не обращали внимания). На слух чистая октава остается без биений, но с измененной тембровой окраской, сходной с тембрами темперированных кварт и квинт. Как видим, чистая октава шире математически точной примерно на 3 цента, т.е. она темперируется с одним биением за четыре и более секунд. Но это совершенно незаметно при настройке. На чем ошибались настройщики? Они не знали, что слух имеет зонную природу, что любая нота: до-ре-ми-фа-соль-ля-си остается неизменной в пределах измененной частоты колебания ±5 Гц. Это говорит о том, что все ноты зоны темперирования имеют много вариантов. Усилия настройщиков были направлены на то, чтобы РТС был точно рассчитан математически, т.е. по горизонтальной прямой линии. Но, как мы увидим наглядно дальше при рассмотрении «Кривой Рейлсбека», чистая октава ля— ля1+3ц, идет с отклонениями от прямой горизонтальной, математически точной, вверх и вниз, достигая повышения (понижения) до ±40центов по краям диапазона в угоду нашему слуху. Вот почему методика названа « РЭТС ». А октава ля— ля1+3ц., несмотря на расширение, остается спокойной и кажется даже слегка суженной. Такой парадокс слухового восприятия возникает потому, что слух ориентируется не на математические расчеты, а на естественное натуральное звучание, которое шире чистой октавы. При настройке фортепиано необходимо учитывать, что для каждого инструмента должна быть найдена своя чистая октава,т.е. один из многих вариантов октавы, которую мы темперируем за пределами слуха, в зоне совпадения, допуская лишь одно биение в течение 4-х секунд.
Кривая Рейлсбека для каждого инструмента получается своя!
Самый надежный способ определения чистой октавы Ля-Ля1 заключается в следующем: если октава дает возможность воспринимать расширенную кварту на 1 б/сек и суженную квинту на 1 б/сек как сходные между собою по тембру, то стоит сделать еле заметное искажение октавы в зоне совпадения, как прежнее впечатление сходства пропадет. Как бы мы ни смещали звуки РЕ1 или МИ1 в рамках искаженной октавы ЛЯ-ЛЯ1, кварты заметно будут отличаться от квинт по качеству созвука и эмоционально образному впечатлению. Вывод: кварта, квинта и октава должны рассматриваться как взаимосвязанный комплекс. ( Работая с одним из интервалов комплекса, необходимо опираться на характер звучания двух других интервалов).
После определения чистой октавы ЛЯ-ЛЯ1 с помощью кварт и квинт, мы ее можем проверить комплексами сходства между собою (эмоционально) малых терций и секст, а именно:
ля – до 1 = до 1 – ля 1 = ля – ля 1 +3ц или: ля – фа 1# = фа 1#- ля 1 = ля – ля 1 +3ц
(мал. терция) (секста) (чист, октава) (секcта) (мал.терция) (чист, октава)
( Каждую сексту можем легко распределить на эмоционально сходные между собой три малые терции).
Поскольку мажорные терции очень чувствительны к изменениям, мы их максимально используем при настройке (в виде) мажорных трезвучий, секст, децим; делим нужные октавы на эмоционально сходные три большие терции с проверкой числа биений.
IV . РЭТС
Рассмотрим два простейших плана темперации ля-ля1 с прибавлением си бемоля и ми – ми1 с прибавлением ми бемоля снизу. Эти прибавления нужны для построения квартсекстаккордов. (Мелкие ноты проставлены для облегчения их построения). РЭТС – равномерно эмоционально темперированный строй – это один из вариантов РТС.
Рис.1. План темперации (ля-ля1 + си бемоль). ля = 440Гц или ниже до ? тона
Диапазон (определ. ля – ля 1 +3ц)
Рис.2. План темперации (ми-ми1 + ми бемоль снизу) ля = 440Гц или ниже до ? тона.
Диапазон (определ. -2ц. Ми – ми1)
Качество настройки указанных планов темперации зависит от умелого использования мажорного квартсекстаккорда, который крайними звуками суммирует качество предшествующих рабочих интервалов, в результате которых он образуется. Но сначала необходимо определить чистую октаву, например, ля - ля1 +3ц., и всесторонне ее проверить. Затем разделить, если нужно, на три мажорные терции с отсчетом числа биений (эмоционально сходные). После настройки любого плана темперации, можно путем эмоционального сравнения проверить «чистые октавы» хроматически всего среднего регистра.
V. О настройке краев диапазона.
Существует распространенное мнение, что после темперирования среднего участка крайние участки настраиваются легко и просто, пользуясь октавными ходами. Выходит, что настройка краев диапазона мыслится как копия с темперации. Такой подход обычно приводит к низкому качеству настройки.
Настройка краев фортепиано - это самостоятельная творческая работа, имеющая свои трудности и особенности. Некоторые музыканты и настройщики полагают, что хорошая настройка должна напоминать своего рода прямую нулевую линию с чистыми октавами от крайнего нижнего до крайнего верхнего регистра. Это представление порождено математической теорией равномерно темперированного строя. Когда в основе этого строя находится математически точная октава, звуки которой должны иметь строго кратные отношения по частоте колебаний-
Так, например, все звуки «ля» от контроктавы до четвертой октавы должны иметь соответственно 55-110-220-440-880-1760-3520 колебаний в секунду. Но как показали исследования ряда ученых после тщательной настройки рояля, звуки субконтроктавы были п онижены в среднем на 40 центов, а последние звуки четвертой октавы на 40 центов повышены. В среднем регистре также наблюдалась тенденция некоторого расширения всех интервалов. В чем причина этого явления? Наблюдается ли оно только при настройке фортепиано? Не противоречит ли оно требованиям музыкального слуха? Многие исследователи объясняют это негармоничностью обертонов струн,
т.е. свойствами фортепиано. Но опыты в лаборатории акустики показали, что тенденция к расширению интервалов наблюдается и на других инструментах, и даже при настройке электрических генераторов, звуки которых лишены обертонов. ( А не является ли это влиянием психофизиологической закономерности музыкального слуха, стремящейся слышать все естественно, натурально?) Выяснилось, что широкие мелодические и гармонические интервалы по всему диапазону настраиваются з начительно шире математической нормы. Даже октава, которая в наших представлениях является наиболее точным интервалом, расширялась до 18 центов.
Математически точные октавы в широком диапазоне не удовлетворяли музыкантов. Таким образом, можно читать, что расширение интервалов является закономерным для музыкального слуха и восприятия. Хорошая с точки зрения музыкальных требований настройка может быть изображена на графике следующим образом: Рис.3. График настройки фортепиано.
Прямая горизонтальная линия соответствует математически точной настройке. Нижняя с отклонением 80 центов прямая линия соответствует натуральной октаве, которую мы темперируем. Средняя кривая, которая сейчас называется «кривая Рейлсбека», эта линия показывает отклонение темперированного строя РТС при реальной настройке под воздействием требований музыкального слуха. Изучение этого закономерного слухового восприятия должно помочь выработать более точные критерии хорошей настройки музыкальных инструментов. Например, если мы знаем, что чистая октава ля – ля1 по данным лаборатории акустики за пределами зонной природы слуха настройщика шире математически точной октавы на +3 цента, то складывая по 3 цента вверх, получим +12центов. А, на графике видим +40 центов. Что делать? Но мы знаем и то, что, если правильно будем расширять зону темперирования, то «кривая Рейлсбека», своя для каждого фортепиано, получится автоматически. Тем ни менее, нужно обратить особое внимание на контроктаву и 4 октаву, где кривая заметно больше изгибается. Настраивая дискант октавами и октавами через октаву, мы должны обеспечить возможность пианисту «играть октавами»,
а края диапазона внимательно прослушать и, если надо, уточнить.
В зависимости от требований пианиста, настройщики могут регулировать степень отклонений уровня строя в крайних регистрах и сознательно применять особые приемы для их настройки.
Мы уже знаем, что октава может иметь несколько вариантов, слегка отличающихся от математически точной октавы, но не вызывающих ощущение фальши.
( Можно по очереди строить в октаву струны хоров и сравнивать, какая лучше; т.е. опираясь на расширенный вариант октавы, мы можем значительно завысить уровень строя четвертой октавы или занизить уровень строя контр и субконтроктавы).
Хорошо темперированный строй должен быть сходным эмоционально с натуральным строем фортепиано. Средний регистр - это малая и первая октавы - должен быть хорошо темперирован, помня, что при поднятии строя отдельные струны могут сместиться; его следует проверять хроматически чистыми октавами, децимами, различными аккордами. От грамотной настройки среднего регистра зависит во многом качество всей настройки!
Для настройки басового регистра кроме октавных ходов следует использовать децимы через одну, две или даже три октавы.
Неточно настроенные звуки особенно заметны, если использовать последовательность из нескольких по хроматической гамме децим.
Внутреннее биение струн особенно мешает на дискантовом участке. Здесь помогает делу прием настройки двух последовательных квинт, опирающийся на использование предварительно настроенного вспомогательного звука, дающего октаву с верхним звуком второй квинты. Звук в верхней квинте настраивается по октаве без чрезмерного вслушивания и утомления. ( Вторая квинта возвращается на один тон ниже.) При ошибках октава может быть или чрезмерно расширена или сужена. Взаимосвязь интервалов квинт, ноны и октавы дает нам своего рода упругий комплекс: октава как бы противостоит тенденции к чрезмерному расширению обеих квинт. (Обычно строят октаву через октаву). В принципе при настройке обоих краев диапазона можно использовать приемы, описанные при рассмотрении средних участков темперации. Результат будет тем точнее, чем большее количество контрольно-опорных точек мы найдем для настраиваемого участка.
V I . О технике работы с настроечным ключом
Ключ должен хорошо без люфта захватывать грани вирбеля. Выбирать такое положение ключа, при котором отклонение вирбеля под действием ключа было бы направлено в сторону, противоположную натяжению струны. В рояле - по направлению струн или близкое к нему. В пианино -рукояткой вверх.
Первое усилие должно быть направлено на сдвиг в сторону понижения, чтобы снять явление застоя струны и получить представление об особенностях поведения вирбеля и струны данного фортепиано.
Затем вирбель поворачиваем до некоторой перетяжки струны и обратным ходом ставим до высоты тона. Такая последовательность является правилом работы настроечным ключом.
Для достижения более высокой точности настройки нужно освоить технику микрошага. Техника микрошага дает хорошую точность и устойчивость в настройке. Это, как правило, доводка темперирования, когда нужно достичь более высокого качества унисонов. Это в 5-10 раз точнее обычной работы ключом.
Обычный прием работы дает 5-6 центов, а микрошаг 0,5 цента и менее.
Микрошаг делают небольшой вибрацией руки или легкими ударами по рукоятке настроечного ключа.
Настраивая фортепиано, необходимо освоить разную силу удара по клавишам.
Тихий удар для хороших инструментов.
С нестройными струнами - резкий удар - по первой вспышке.
Очень сильные удары, повторы - для проверки устойчивости струн в хоре.
Сравнивать интервалы нужно на одинаковом ударе.
Следует также уточнять регулировку: штейнунг, друк клавиш, ауслезирование, удар молотка и постановку на фенгер.
Попутно, если нужно что-то подправить: поставить друк-шайбы, или креповку, или снятие отдельных молотков; если нужно заменить шультерную пружинку; если таких фигур и молотков много, то лучше сначала все хорошо отрегулировать, укрепить молотки и пр., а потом продолжить настройку.
(После регулировки и темперации, зону среднего регистра можно закрыть суконной полоской, «Заглушить» боковые струны хоров для облегчения и ускорения настройки нижнего и верхнего регистра Фортепиано). После настройки всего звукоряда фортепиано, постепенно вынимать суконную полоску, которой мы заглушили боковые струны хоров среднего регистра, внимательно прослушивая качество настройки унисонов. Затем хроматически пройти все клавиши, поиграть и, если нужно, подправить отдельные струны.
Инструменты для настройки фортепиано.
1. Камертон.
2. Ключи настроечные.
3. Клинок деревянный.
4. Клинок из фильца
5. Ключ для удаления сломанных вирбелей.
6. Микрометр.
7. Хорейзен.
8. Квадратный ключ.
9. Крючок для подъема струнных колец на вирбелях.
10. Набор отверток.
11. Кусачки.
12. Плоскогубцы.
13. Круглогубцы.
Инструменты для регулировки механизмов:
1. Друкцанген.
2. Клавиатурный ключ.
3. Фенгерный ключ.
4. Фенгерный крепейзен.
5. Ауслезарный ключ.
6. Демпферный крепейзен.
7. Ложечный крепейзен.
Для мелкого ремонта необходимо иметь струнную проволоку различных диаметров, шультерные, шпилерные и демпферные пружинки, картонные, бумажные и фильцевые шайбочки (флейки), полоски фильца, косточки для клавиши, клей «ПВА» и «Момент», спиртовку, смазку, различные шурупы, ремонтные вирбели диаметром = 7,2-7,3-7,4- 7,5 мм. Желательно иметь флакончики политуры шеллачной черной и коричневой для подкраски царапин, выбоин, потертостей, которые портят вид фортепиано.
Часто ломаются гаммерштили, капсюли. Поэтому надо иметь их в запасе, кроме того, нужно иметь п роволоку аксендрат различных диаметров для замены различных осей в механике. Конечно, все носить с собой невозможно, поэтому надо иметь линейку, рулетку чтобы вместе с микрометром установить точные размеры струн, которые нужно подготовить для следующей поездки. Бывают случаи, когда, например, поломан один из рычагов демпферной системы, который можно восстановить при наличии электродрели и необходимых сверл за 15-20минут. Настройщику, который работает профессионально, это все ясно. А тем, кто занимается этим впервые, нужно прибегать к помощи слесарей. Но для этого нужно хорошо знать устройство и правила разборки и сборки всех узлов фортепиано. Особое внимание обращать на восстановление всех параметров регулировки, подтягивание отдельных шурупов. Бывают случаи, когда в каком-то учреждении поломана педальная лира рояля. И настройщику приходится приглашать столяра, а самому заниматься настройкой и регулировкой.
Самой сложной работой является настройка, что за пределами «зонной природы» музыкального слуха. А слесарные, столярные работы могут помочь выполнить местные специалисты.
Терминологический словарь.
Абкник - регулировочный винт для установки высоты подъема репетиционного рычага механики рояля.
Абстракт - деревянный стержень, подвешенный шарнирно к фигуре, соединяющий молоточковый механизм с клавишей.
Аграф - латунный винт с отверстиями в головке, фиксирующими положение струн хора.
Аксендрат - латунные прутки для изготовления осей, на которых вращаются молоточки и другие рычаги механизма.
Ауслезирование - отвод толкающего рычага-шпилера в сторону от молоточкового узла.
Ауслезерная пупка - круглая кнопка на винте, превращающая прямолинейное движение шпилера во вращательное.
Ауслезерный лейстик - линейка, в которую завинчены винты с ауслезерными пупками.
Аншлаг - части струн от линии удара молоточков до струнных штабиков.
Бачки - части корпуса, несущие клавишно- молоточковый механизм.
Бакенклетцы - бруски, заполняющие пространство между крайними
клавишами и бачками корпуса.
Бентик - гибкая ленточка, соединяющая молоточковый узел с фигурой.
Вирбель - колок для закрепления струны.
Вирбельбанк - деревянное ложе для вирбелей.
Вагебанк - опорный брусок клавиатурной рамы, на штифты которого надеваются клавиши.
Вебфильц - мягкий, протканный нитью, пружинящий войлок, наклеивающийся на шультерные выступы.
Гаммербанк - брус, на котором монтируются все детали молоточкового механизма.
Гаммерштиль - деревянная палочка, несущая на себе молоточек.
Гаммерлейстик - планка с войлочной подушкой, на которую ложатся молоточки механизма рояля. Гарнировка - отделка частей молоточковых механизмов и клавиатур суконными, войлочными и замшевыми прокладками.
Демпфер - глушитель струн.
Демпфергальтер - рычаг, держащий демпферную головку в механизме пианино.
Декатировка - уплотнение суконных и войлочных материалов.
Дреббелирование - явление дрожания молоточков, вызывающее дробные удары их по струнам.
Друк клавиатурный - глубина опускания клавиш от исходной позиции до упора в суконные друкшайбы клавиатурной рамы.
Друкклетц - шаблон для измерения глубины опускания клавиш.
Друкцанги - специальные плоскогубцы для обжатия суконных прокладок клавиш.
Друк струн - давление, создаваемое струнами на резонансную деку.
Затц - комплект однотипных деталей молоточкового механизма и клавиатуры.
Заглушка - брусок, наклеенный на резонансную деку, ограничивающий распространение звуковых волн.
Интонировка - обработка молоточковых головок с целью улучшения окраски звука.
Канитель - набивка на басовых струнах.
Капсюль - деревянная или металлическая колодочка, направляющая движение рычагов молоточковых механизмов и клавиш.
Каподастр - металлическая планка, привинчиваемая к вирбельбанку и прижимающая струны к струнному штабику.
Керн - деревянный брусочек, являющийся основой фортепианного молоточка.
Клап - откидная крышка, закрывающая клавиатуру.
Клетцы - деревянные бруски различной формы и размеров, несущие функции ограничителей и упоров.
Консоли - вертикальные фигурные стойки корпуса пианино.
Контрфенгер - тормозной башмачок на каждом молоточковом узле механизма пианино.
Креповка - регулирование проволочных деталей механизма путем изгибания.
Крепейзены - специальные регулировочные инструменты для выгибания проволочных деталей.
Крепцанги - специальные плоскогубцы для регулирования частей клавишного и молоточкового механизмов.
Контрклавиатура - набор демпферных рычагов, встроенных в корпус рояля позади клавиатуры.
Лейстики - длинные рейки и планки, ограничивающие перемещение рычагов клавишно-молоточкового механизма.
Линяя удара - совокупность точек удара фортепианных молоточков на струнах.
Ложка - металлический стерженек на заднем конце фигуры молоточкового механизма, приводящий в движение демпфер.
Механика - бытовое название фортепианного молоточкового механизма.
Модератор - устройство для приглушения звука, вдвигающего планку с полоской мягкого войлока в пространство между струнами и молотками.
Нагель - деревянный штифт для укрепления клеевых соединений.
Нахдрук - добавочный ход клавиши после вывода толкающего рычага шпиллера из-под молоточкового узла.
Обердемпфер - старая демпферная система в пианино, где все демпферные узлы, привинченные на деревянную доску, накладываются сверху на молоточковый механизм.
Панцирь - сплошная плита чугунной рамы, закрывающая вирбельбанк.
Пасовка - точная подгонка частей при сборке.
Польстер - подушка в виде длинной полосы из толстого мягкого сукна. на которую ложатся молотки или клавиши.
Педаль - система рычагов, приводимых в действие ногой исполнителя для изменения продолжительности и громкости звучания.
Пилоты - регулируемые винты, передающие движение от клавиши к фигурам механизма.
Пупка - круглая колодочка, служащая для упора или держания мелких деталей молоточковых механизмов.
Пушель - мягкий плоский войлок демпферов, заглушающий гладкие струны.
Рулейстик - планка, на которую ложатся молотки в механизме пианино.
Резонансная дека - деревянная пластина, усиливающая звучание струн.
Репетиция - устройство клавишно-молоточковых механизмов, позволяющее быстро повторять удары молотков по струнам.
Рипки - упругие деревянные бруски, наклеенные на резонансную деку для улучшения ее акустических и механических качеств.
Рихтовка - выравнивание кода молотков и других частей механизма.
Фенгер - тормозная колодочка на проволочной стойке, захватывающая фортепианный молоточек при его отходе от струн.
Форшибунг - металлический угольник, передвигающий механизм рояля при нажатии левой педали.
Фильц - высокосортный технический войлок различной плотности, из которого изготавливают молоточковые и демпферные головки.
Фигура - промежуточный горизонтальный рычаг с насаженным на ось толкателем - шпилером, передающий движение от клавиши к молоточку.
Флейка - малые суконные шайбы на опорных штифтах клавиатурной рамы.
Форбаум - брусок лицевой части корпуса рояля, закрывающий спереди чугунную раму и вирбельбанк.
Фусклетц - верхняя широкая часть ножки рояля или брус, в который ввинчиваются ножки.
Фуга - линия прилегания или склейки деревянных частей.
Футор - массивная деревянная рама, несущая на себе все части пианино и рояля.
Хор - созвучие двух или трех струн, настроенных в один тон и ударяемых одним молоточком.
Хорейзен - стальная оправка для выравнивания интервалов струн на штабике рамы.
Цирлейстик - длинный брусок, закрывающий просвет между клавишами и клавиатурным клапом пианино.
Цуги - деревянные рычаги педального механизма.
Цоколь - деревянный пол, закрывающий снизу корпус пианино.
Штабик струнный - литой порожек на вирбельном панцире чугунной рамы, на котором каждая струна разделяется на работающую (звучащую) и неработающую части.
Штанга демпферная - металлический стержень на гаммербанке, отводящий демпферы пианино от струн.
Шток - короткий деревянный штифт, передающий движение подъема демпферов при нажатии правой педали рояля.
Штег - подставка для струн в виде деревянного бруса на лицевой стороне резонансной деки.
Штейнунг - расстояние, на котором отстоят фортепианные молоточки от струн.
Штиц - упор для подъема крышки рояля.
Штифтовка - соединение подвижных частей механизма с капсюлями на коротких осях (штифтах).
Штульрама - массивная рама, привинчиваемая к бачкам корпуса и служащая базой для клавишно-молоточкового механизма.
Шпатц - расстояние (зазор) между однотипными деталями клавишно-молоточкового механизма.
Шпатцейзен - инструмент для регулирования зазоров между узлами и деталями механизма.
Шпилер - толкающий рычажок, приводящий в движение молоточек.
Шпилерлюфт - зазор между головкой шпилера и выступом шультера в исходной позиции механизма. Шпрейцы - брусья футора и чугунной рамы, несущие нагрузки от сил натяжения струн.
Шпон - строганная и лущеная фанера
.Шлейф - проволочный стерженек с петлей на конце для присоединения ленточки бентика к фигуре. Шультер - фигурная плоская колодочка, в которой крепится молоточек и имеется выступ для упора шпилера.